Как безопаснику выявлять хищения топлива на предприятии

Как безопаснику выявлять хищения топлива на предприятии

Как предотвратить хищение топлива

Предоставленные водителем чеки должны полностью совпадать с данными топливной компании, так что покупка «левых» чеков становится невозможной. Эту схему контроля можно обойти, вступив в сговор с оператором АЗС. Например, водитель просит списать с карты деньги на 200 литров топлива, а залить в бак 100 литров.

Разницу водитель получает наличными от оператора – по принятому на АЗС курсу, обычно на 40-45% ниже отпускной цены.

Особенно выгодны такие махинации водителям международных транспортных компаний. Можно заправиться перед границей за собственные деньги, а в стране, где топливо стоит дороже, просто обналичить деньги с топливной карты. Кроме этого, водитель может заправить по своей карте чужой автомобиль, получив с его владельца наличные.

Или просто залить часть топлива при заправке в канистру, а затем продать его.

Что грозит водителю за хищение топлива

Наверняка большинству из автолюбителей как минимум единожды предлагали заправиться на стороне топливом подешевле. Мол, сосед, брат, кум продает недорого, качество хорошее, если надо, то и привезет бесплатно.

Соблазнительное предложение, не так ли? Грех отказываться, как говориться. И это притом, что все мы понимаем, откуда топливо у этого кума-брата-свата.

Своровал. Воровство топлива на предприятиях, несмотря на все ухищрения руководства по проверке расхода горючего и других способах контроля, процветает по-прежнему.

Штрафы для водителей за воровство топлива, предусмотренные в рамках трудового договора, мало кого пугают.

Особенно это заметно в организациях строительной отрасли, у дорожных ремонтников. Но и у других предприятий с большим автопарком сотрудники часто сливают и реализуют топливо. А вместе с тем, помимо ответственности и наказания в рамках трудовых отношений в пределах одной компания, огромные суммы штрафов предусмотрены и уголовным кодексом Российской Федерации.

Напрямую ответственность за это прописана в статье 160 УК РФ. Нормы статьи предусматривают наказание в случае хищения чужого имущества или его растраты. При чем речь идет не о краже, а о присвоении вверенного имущества виновному лицу.

В нашем случае – это водитель. Если руководитель организации задастся целью и подключит к решению этого вопроса правоохранительные органы, но любителю слить с бензобака излишки горючего не поздоровиться. Суммы штрафов для водителей за воровство топлива внушительны.

Они составляют до ста двадцати тысяч рублей. Иногда суд может на год лишить работника зарплаты или обязать выплатить сумму годовой зарплаты пострадавшей стороне. Но это лишь денежная компенсация.

Помимо наказания рублем статья предусматривает и исправительные работы, и ограничение свободы и даже лишение свободы на два года.

Если будет установлено, что топливо воровала группа лиц, предварительно сговорившись между собой, то и суммы штрафов и сроки заключения под стражу значительно увеличиваются. Иногда суммы доходят до миллиона рублей. А в тюрьму можно загреметь лет на шесть. Чаще всего подобного рода хищения раскрывают сотрудники отделов экономической безопасности и противодействия коррупции.
Они ловят водителей с поличным, получив до этого предварительную информацию о воровстве на предприятии, как от самого владельца, так и из других источников.

Не так давно сотрудники одного из отделов пресекли факты растраты и присвоения дизельного топлива среди нескольких водителей грузовиков на объекте строительства автодороги. Водителей поймали с поличным на одной из автозаправок. Они по талонам предприятия заправляли стоящие рядом большегрузы.

С шоферов большегрузов деньги брали наличкой и клали себе в карман.

Цену предлагали значительно ниже цены, указанной на табло АЗС. Работали не первый раз, так как уже имелась база «постоянных клиентов». Последние знали, куда и во сколько приехать, чтобы заправиться по привлекательной цене.

В день мошенники, таким образом, заправляли до 500 литров топлива. Следователи возбудили уголовное дело по статье 160 Уголовного кодекса РФ. Все трое были осуждены на срок в два года и обязаны были заплатить штрафы за воровство топлива в размере по 200 000 каждый.

Чтобы водители списывали топливо не по нормам, а по факту, и не сливали и реализовывали ворованное топливо, есть смысл начать сотрудничать с топливными процессиновыми центрами. Вручая водителю с указанным количеством литров или рублей на ней, руководителю будет гораздо проще контролировать расход топлива. А предприятие сэкономит значительную сумму денег за счет привлекательной цены и других бонусов сотрудничества.

Хищения ГСМ и борьба с ними

12+

В крупных компаниях кражи происходят постоянно. Офисные сотрудники крадут канцелярские товары, руководящий состав крадёт прибыль компании на откатах и хитрых схемах, водители крадут топливо ГСМ, кладовщики вообще крадут всё подряд.

Конечно, заочно всех обвинять нельзя, но и допускать возможность кражи, так же недопустимо. ГСМ всегда являлись лакомым куском для персонала компании, это объясняется лёгкостью сбыта награбленного и достаточно высокой стоимостью носимого объёма. Любая кража оценивается грабителями на предмет выгодности.

Можно сказать, что выгодность кражи — это основное свойство влияющее на вероятность хищения, именно по этому свойству страховые компании рассчитывают страховую премию.

Если кража не выгодна для вора, он её осуществлять не будет. Исключение составляют люди с заболеванием клептоманией, но это совершенно другая история. Выгодность кражи складывается из стоимости награбленного, затрат на сбыт награбленного и затрат на осуществление кражи. В выгодность кражи входит не только стоимость расходов на оснащения вора, но и возможные затраты, в случае поимки вора, на откуп или компенсацию морального ущерба вору в случае признания его виновным и ограничения его свободы на определённый срок.
Поиск виновного в краже и тем более доказательство его виновности, задача не простая.

Да и суд трактует в пользу обвиняемого любые сомнения в доказательствах. Из этого возникает ещё один параметр влияющий на стоимость кражи — «вероятность наказания».

Одним из отягчающих факторов в выборе меры пресечения судом, является сговор организованной группы лиц, помимо этого, большое количество занятых в хищении лиц увеличивает вероятность раскрытия организованной группы. По этим причинам преступники, чаще всего, осуществляют кражу в одиночку или же, при невозможности сработать в одиночку, выбирают себе пару из доверенных лиц. Подытожив вышесказанное, можно вывести следующие параметры, влияющие на вероятность кражи:

  • Стоимость объекта хищения
  • Сложность реализации
  • Расходы на осуществление хищения
  • Трудозатраты на хищение
  • Количество посвящённых в процесс хищения лиц
  • Вероятность наказания
  • Величина вероятного наказания

Стоимость объекта хищения неподвластна для корректировки а в случае ГСМ со временем только увеличивается.

Повлиять на «сложность реализации» объекта хищения очень трудно, конечно, косвенно, на стоимость реализации объекта хищения влияет его брендирование.

Например окраска топлива или применение на таре уникальных этикеток с пометкой «не для продажи». Брендирование затрудняет сбыт в виду низкого спроса на не предназначенный для продажи, а значит заведомо краденный, уникальный товар.

Но в случае с ГСМ это не срабатывает.

ГСМ, в подавляющем количестве случаев, крадут из расчёта на внутренне использование а на это брендирование ни в коей мере не влияет. Расходы на осуществление хищения, применительно к ГСМ, обычно крайне низки.

Тут не нужны дорогие спец средства или расходники. Для кражи ГСМ со склада или из бака автомобиля, не оборудованных спец средствами, нужны канистра и шланг.

Для кражи ГСМ на бумаге, нужны знания в принципе учёта ГСМ, доступ к учётным документам и свой человек из кладовщиков или операторов АЗС. Трудозатраты на хищение обычно совершенно не отягощают вора и в некоторой степени, компенсируются эйфорией от успеха операции.

Количество посвящённых в хищение лиц, в случае кражи из бака автомобиля, не превышает одного человека с канистрой и шлангом. В случае кражи со склада ГСМ, количество задействованных лиц так-же, редко превышает одного. Максимум, это кладовщик и охранник.

Величина вероятного наказания, в случае кражи на коммерческом предприятии, обычно ограничивается увольнением и депремированием. Редко когда компании доводят кражи канистры топлива или бутылки моторного масла до суда. Представлять компанию в суде должен адвокат а расходы на него радикально больше стоимости награбленного.

Крайне трудно, поймав вора с канистрой топлива, списать на него ещё пару тонн недостачи за прошлый год. Вероятность наказания напрямую влияет на вероятность хищения и может отпугнуть любого вора. Это тот параметр, у которого есть всего два состояния: «да» и «нет». Любые сомнения в успехе будут трактоваться вором в пользу отказа от хищения.

Кража ГСМ: оформление и учет

При этом расходы на возмещение ущерба списываются на виновное лицо. А если виновник кражи не установлен или в возмещении ущерба предприятию отказано судом, тогда эти расходы относятся на убытки предприятия.

Если виновным в краже признали работника предприятия, он имеет право добровольно погасить причиненный ущерб (ст. 130 КЗоТ). Если работник не имеет возможности уплатить всю сумму сразу, ее можно разбить на части и удерживать из его зарплаты.

Напомним, размер всех удержаний из зарплаты не может превышать 20 % зарплаты, подлежащей выплате этому работнику (ст.

128 КЗоТ). Если виновник кражи – постороннее лицо (не работник предприятия), тогда вор обязан возместить в полном объеме понесенные предприятию убытки (п. 2, 3 ст. 22 Гражданского кодекса). Налоговый учет Налог на прибыль. Объект налогообложения определяется по данным бухгалтерского учета, поскольку корректировка финрезультата в данном случае нормами НК не предусмотрена.

Как безопаснику выявлять хищения топлива на предприятии

В том числе рекомендую анализировать данные о местах получения топлива по номеру АЗС (отклонения от маршрута), время и дату заправки (заправки в нерабочее время). Также как и «одновременные заправки» и превышенный объем полученного топлива более, чем объем топливного бака автомобиля, эти показатели могут свидетельствовать о злоупотреблениях с ГСМ.

Полностью избежать хищения ГСМ невозможно, но вполне реально минимизировать его потери, внедрив автоматизированный расчет. При грамотном его использовании он позволит вести жесткий учет и контроль за расходованием средств на приобретение топлива.

Есть предположение что таким образом операторы АЗС подгоняют количество ГСМ при контрольных замерах на заправке. Кроме этого при предъявлении счетов в заправочных ведомостях часто искажается сумма итого выдано ГСМ в сторону увеличения.

Схемы воровства топлива

Например, водитель заливает в бак ТС только 100 л топлива, а чек получает на 300 л.

При этом с топливной карты списываются деньги полностью за 300 л. За остальные якобы заправленные 200 л водитель получает от оператора АЗС наличные деньги по «тарифу» до 50 % от розничной отпускной цены топлива. От махинаций с заправками особенно чувствительно страдают крупные транспортные компании, занимающиеся международными перевозками.

Например, водитель-дальнобойщик за свои личные деньги заправляет полные баки перед границей страны, в которую въезжает, а затем обналичивает деньги с топливной карты на территории Евросоюза, где цена на топливо значительно выше. Также водители АТП заправляют по своим топливным картам машины «со стороны». Для этого в преступный сговор с персоналом АЗС вступают не только сами водители, но и руководители среднего звена транспортных компаний, договаривающиеся с руководителями заправок.

Как остановить воровство топлива? Как взыскать с водителя перерасход бензина?

В этом случае, при выявлении перерасхода бензина водителем, руководство организации может взыскать денежную сумму в полном размере понесенных убытков. Автомобили с впрыском топлива Дизельных автомобили • Снижена по какой-то причине мощность двигателя; • Неисправен датчик кислорода или его цепи; • Неисправен какой-нибудь из датчиков температуры или их цепи; • Двигатель не прогревается до рабочей температуры; • Неисправна система опережения зажигания; • Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи; • Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепь; • Подтекание какой-нибудь форсунки (чаще всего форсунки холодного пуска, если она есть); • Засорен воздушный фильтр; • Слабая искра зажигания; • Неисправна система наддува; • Неправильно установлены метки привода газораспределения; • Неисправна система контроля давления во впускном коллектор; • Неправильное давление бензина; • Не отрегулированы клапанные зазоры; • Плохой накат (например из-за спущенных колес); • Неисправна гидромуфта (у машин с «автоматом»); • Неправильная работа автоматической коробки передач; • Несправен ведущий мост.

Профилактика внутренних хищений и мошенничества персоналом

Конечно, такой работник будет успешно задержан. Задержание, изъятие похищенного рекомендуется проводить при коллективе с привлечением сотрудников милиции.

Для усиления эффекта после выявления рекомендую довести до коллег, что работник уволен по статье, заведено уголовное дело. Подтвердить это можно копиями документов вывешенных на доске информации для персонала.

После такого эпизода у руководства совместно со службой безопасности появляется возможность ввести регламенты, ограничивающие «свободу» персонала (закрутить гайки). Коллективом такие меры воспримутся уже с пониманием, без противодействия. Артем Павлов, «Агентство экономической безопасности- D.I.» (Екатеринбург) считает:«Одним из основополагающих факторов совершения противоправных действий в отношении работодателя является «иллюзия безнаказанности».

Современные способы борьбы с воровством топлива водителями

Воровство (или, как минимум, чрезмерное расходование) бензина и дизельного топлива — это, увы, такая реальность, с которой приходится считаться всем, кто занимается автоперевозками или просто эксплуатацией автопарков.

Соответсвенно, каждый руководитель автотранспортного предприятия заинтересован в том, чтобы освоить самые современные способы искоренения «утечек» топлива. Прежде всего, что:

  • надо по возможности исключить наличные деньги из сферы снабжения транспорта горючим.
  • следует использовать технические достижения в сфере контроля расхода топлива
  • нельзя пренебрегать принципом материальной заинтересованности работника (в данном случае — заинтересованности в честной работе).

– это наиболее доступная технология внедрения безналичных расчетов за топливо.

Благодаря использованию топливных карт можно получать детальную информацию сразу по нескольким параметрам, а именно:

  • Время заправки.
  • Место получения топлива.
  • Вид приобретенных ГСМ.
  • Стоимость заправки.
  • Размер полученной скидки.

Однако у топливных карт есть свои слабые места, а именно:

  • Водитель может вступить в сговор с оператором АЗС: чек выдается на 250 литров, а в бак фактически заливается 150 литров. За якобы заправленные 100 л водитель получает наличными 40-45% от стоимости украденного таким путем топлива.
  • Водитель может заправлять по своей карте чужую машину за наличные, предлагая желающим на АЗС заправиться по его карте дешевле.
  • Водитель имеет возможность залить топливо в канистру мимо бака, чтобы потом продать

Прежде всего — используя технические новшества.

Состоят они в том, что к терминалам «Глонасс» или «Тотал» подключаются топливные датчики, и анализ их показаний позволяет выявить все случаи заправок и показателит расходов. По принципу работы топливные датчики делятся на датчики уровня, устанавливаемые в бак и измеряющие уровень топлива в баке, и датчики расхода, устанавливаемые внутрь топливного шланга и измеряющие мгновенный расход топлива. Если эти показатели соотнести с данными расхода по топливной карте, то можно будет точно установить момент, во время которого произошло расхождение между количеством списанного с карты и попавшего в бак топлива.

Кроме того, данные системы «Глонасс» позволят определить точный пробег автомобиля и не позволят «свести концы» в показателях расхода топлива, путем подкручивания спидометра. Когда накопится достаточно данных о фактическом расходе топлива при эксплуатации автомобилей, можно будет использовать второй способ контроля — экономический. Он будет стостоять в том, что водителю лимитируется по топливной карте только тот объем топлива, который соответствует фактически пройденному расстоянию, а недостачу водитель обязан выплачивать из своего кармана.

В этом случае воровство топлива становится невыгодным, а контроль расхода топлива сводится к снятию показаний одометра. Полностью избежать хищения ГСМ невозможно, но вполне реально минимизировать его потери, внедрив автоматизированный расчет.