К источникам семейного права относятся
Оглавление:
4. источники семейного права
Источниками права признаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, которые делают волю законодателя обязательной для исполнителя. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.Источниками семейного права являются:Законы – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы (ФЗ от 21.12.96 г.
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
или ФЗ от 24.07.98 г.
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
). Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ, действующий с 1 марта 1996 г.
СК охватывает широкий круг семейных отношений, подлежащих правовому регулированию.Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет; организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (Федеральные целевые программы по вопросам защиты семьи, материнства и детства) или определяются концептуальные подходы к решению проблем в сфере семейных отношений.Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер.
К компетенции Правительства РФ в соответствии с СК, в частности, относятся: определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ; утверждение положения о приемной семье; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие постановления.Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права, в число которых следует отнести нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН, Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
и в др.
Источники семейного права
В отдельные разделы СК выделены нормы, регулирующие заключение и прекращение брака (разд. II), права и обязанности супругов (разд. III), права и обязанности родителей и детей (разд.
IV), алиментные обязательства членов семьи (разд. V), формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (разд.
VI). С другой стороны, имевшийся в КоБС раздел «Акты гражданского состояния» в СК отсутствует, так как эти отношения согласно ст.
3. Международные нормы в семейном праве Нормы, затрагивающие сферу семейных отношений, содержатся также в международных правовых актах – многосторонних международных договорах (конвенциях) и двусторонних международных договорах, ратифицированных Российской Федерацией.
К источникам семейного права относятся
Так, в настоящее время Россия является участником Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, Соглашения государств-участников СНГ от 9 сентября 1994 года «О гарантиях прав граждан в области социальных пособий, компенсационных вы-плат семьям с детьми и алиментов» и многочисленных договоров о правовой помощи по гражданским и семейным делам.
Нормы семейного права, содержащиеся в международных договорах с участием Российской Федерации, обладают более высокой юридической силой по сравнению с законами, изданными органами государственной власти Российской Федерации. Статьей 38 Конституции России провозглашена государственная защита семьи.
Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры РФ в этой области подлежат ратификации в форме федерального закона.Международный договор РФ подлежит добросовестному выполнению с момента вступления его в силу для России, порядок и дата которого определяются в самом договоре или согласовываются дополнительно между сторонами. При отсутствии таковых договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора.Вступившие в силу международные договоры РФ в области семейного права подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства РФ и в Бюллетене международных договоров.
Внимание Семейное право — Семейное право России (М.С.
Каменецкая) Страница 1 из 3 § 6.
Источники семейного права Традиционно в юридической литературе под источниками права понимают то, в чем внешне выражаются правовые нормы. Исключением не является и семейное право.Источники семейного права — форма внешнего выражения и закрепления семейно-правовых норм.Выделяют два уровня источников семейного права: международный и внутригосударственный. 6.1. Международные источники семейного права6.2.
Внутригосударственные источники семейного права6.3. Аналогия закона и аналогия права 6.1. Международные источники семейного права Следуя положению ч.
4 ст. 15 Конституции РФ, к международным источникам семейного права можно отнести:- общепризнанные принципы и нормы международного права;- международные договоры РФ. Однако из названия и текста ст.
Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет; организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (Федеральные целевые программы по вопросам защиты семьи, материнства и детства) или определяются концептуальные подходы к решению проблем в сфере семейных отношений.
К числу подзаконных нормативных правовых актов семейного законодательства относятся, прежде всего, указы Президента Российской Федерации, которые должны соответствовать законодательным актам. Нормы семейного права могут содержаться и в постановлениях Правительства Российской Федерации, которые могут приниматься в случаях, прямо предусмотренных Семейным кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 82 СК РФ, виды заработка и (или) иного дохода, который получают родители в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.
Некоторые семейные отношения затрагиваются Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом: РФ, Жилищным кодексом РФ. Бошно С.В. Правоведение. ПОДЕЛИТЬСЯ Предыдущая статьяСледующая статья Please enter your name here You have entered an incorrect email address!
Please enter your email address here Please enter your comment!
Система и источники семейного права
Ныне действующий Семейный кодекс — четвертый в порядковом ряду основополагающих законов в области регулирования брачно-семейных отношений включает в себя 170 статей и состоит из 8 разделов (Общие положения; Заключение и прекращение брака; Права и обязанности супругов; Права и обязанности родителей и детей; Алиментные обязательства членов семьи; Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства; Заключительные положения).
Семейное право России
Так, в нем впервые появились институты договорного режима имущества супругов (брачного договора), прав несовершеннолетних детей, соглашений об уплате алиментов, приемной семье.
Вместе с тем следует отметить, что в СК сохранены те положения, ранее действовавшего семейного законодательства, правильность и эффективность которых подтверждены практикой. Действие СК во времени определяется ст. 168, 169. В соответствии с п.
1 ст. 168 СК он введен в действие с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положений.
Следовательно, по общему правилу (п. 1 ст. 169 СК) нормы СК должны применяться к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, т.е. после 1 марта 1996 г., и не имеют обратной силы.
Однако если семейное правоотношение носит длящийся характер (правоотношения между супругами, правоотношения между родителями и детьми и др.), возникло до 1 марта 1996 г.
4. Источники семейного права.
72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что закреплено и в п.
1 ст. 3 СК РФ. ст. 7 «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».ст.
Ответы на вопросы по семейному праву
19.
Отцом ребенка, родившегося от лиц, состоящих в браке, а также в течение 300 дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, признается супруг матери, если не доказано иное. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке. Если родители ребенка не состоят между собой в браке, то для того чтобы установить отцовство, матери и отцу необходимо подать совместное заявление в орган ЗАГС.
В случаях, когда установить местонахождение матери невозможно либо она лишена родительских прав, признана судом недееспособной, а также в случае ее смерти отцовство устанавливается по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.
В случае наличия обстоятельств, кот. дают основания полагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной, родители будущего ребенка, не состоящие между собой в браке, вправе подать такое заявление в орган ЗАГС во время беременности матери. Запись о рождении ребенка будет произведена после рождения ребенка.
В случае, если лицо достигло 18 лет либо признано полностью дееспособным, то установление отцовства в отношении него допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным, — с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.
Если ребенок родился у родителей, не состоящих в браке между собой, и отсутствует совместное заявление родителей, отцовство устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна ребенка или по заявлению лица, на иждивении кот. находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия.
При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.
В случае смерти лица, кот. называло себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке.
Источники семейного права
Как следует из ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
К ним относятся Конвенция ООН «О правах ребенка» (Россия является правопреемником СССР, который присоединился к Конвенции), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и (ратифицирована Федеральным законом).
и др. Кроме того, Россия заключила ряд двусторонних международных соглашений в области семейного права — с Албанией, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираном и др. К положениям семейного права, которые могут регулироваться законами, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, относятся: — установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК)
§3. Система и источники семейного права
применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства.
Источники семейного права. Источники семейного права — это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм.
К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты, которые подразделяются на семейное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права.
В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом другие федеральные законы. Как установлено п. 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ.
К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов Федерации, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории России. Как правило, указы Президента по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение.
В основном, указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства)1, или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере. Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов Федерации это возможно, согласно ч.
1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими, федеральными законами, а также указами Президента РФ.
Представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будет противоречить требованиям Кодекса.